Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
К 100-летию со дна рождения писателя
И. Иноземцев
Весной 1891 г. рослый молодой человек с простым скуластым лицом, бедно, по-рабочему, одетый вышел в путь, чтобы посмотреть как живется народу на Руси. Необыкновенный это был турист! В деревне Кандыбино стал свидетелем безобразного публичного истязания женщины. Не выдержал, сам бросился, в драку и едва не погиб, защищая эту совсем чужую ему женщину. Шел пешком, нанимаясь на разную работу. Такое существование ему не в новинку: позади годы тяжелого, изнурительного труда, болезнь, большая школа жизни. На Днепровском лимане ходил с рабочими на соляную добычу, увидел невыразимые страдания озлобленных, потерявших человеческий облик людей. В Майкопе наблюдал «чумный бунт» — люди избили санитаров за их бестолковые, невежественные действия, зря губившие скот. Работал грузчиком в Одессе. Прошел Николаев, Херсон, Перекоп, Симферополь, Ялту, Тамань. В 1892 г. был на Кавказе. Вместе с крестьянами из голодающих губернии строил шоссе Сухум — Новороссийск. Дельцы, организовавшие строительство, изображали себя благодетелями, спасавшими мужиков от голода. По существу же все оборачивалось варварской, нещадной эксплуатацией сбитого с толку, замученного нищетой люда.
Он все шел и шел, как бродяга, кормясь случайными заработками, — так именно и отнеслись к нему чины тифлисской полиции, посадившие бездомного под арест. На самом же деле по стране шагал человек, уже находившийся под надзором как политически неблагонадежный, встречавшийся со многими революционно настроенными людьми, прочитавший несметное количество книг и жадно искавший выхода из тупика, из противоречий жизни, из того мрачного ада, который сам он впоследствии назвал «свинцовыми мерзостями» российской действительности. Путешествие это было чем-то вроде экспедиции, в которой один-единственный человек взял на себя труд — на собственных плечах почувствовать всю тяжесть человеческого существования, познать Родину, богатства ее природы и силу гнева, зреющего в массах. Горький был из числа тех, кто раньше других понял: будущее действительно принадлежит народу. В рассказах, созданных после этого долгого и необычайного похода, отразились не только страшные, вызывающие горечь картины — в них видна и душа народа, открытая добру, ненависть народа к трусливым и жадным себялюбцам и возвышенная любовь к людям смелым, честным и самоотверженным. В своих скитаниях путник повидал реки и моря, леса и степи, узнал тихую прелесть и вольный простор родной природы. Не в этих ли странствиях подсмотрел он жизнерадостное, «смеющееся» море, ставшее фоном для рассказа «Мальва», не тогда ли зародился гордый образ Буревестника? А как выразителен морской пейзаж в рассказе «Макар Чудра»: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Какой могучей и красочной выглядит природа Кавказа в описании бури, которую увидел молодой Горький на пути в Алагир: «Молнии, слепя глаза, рвали тучи, В глубоком блеске их вставала горная цепь, серебряная и холодная. А когда молнии гасли, она исчезала, как бы проваливаясь в темную пропасть. Все дрожало, волновалось... Хаос настраивал на героический лад, охватывая душу грозной гармонией».
Проходят годы, имя М. Горького — прозаика, публициста, поэта, драматурга — приобретает мировую известность. Он видный борец против самодержавия, преследуемый царскими ищейками и глубоко чтимый рабочим классом. Путь М. Горького в революционном движении был сложен, но год от года крепнут его связи с партией, с В. И. Лениным. После декабрьского восстания возникла мысль послать писателя в поездку за границу для агитационной работы и сбора средств для партийной кассы. Он едет сначала в Америку, потом в Италию, где его надолго задерживает болезнь. И зарубежные впечатления тоже находят отклик в творчестве. Горький к тому времени уже большой художник, владеющий зрелым реалистическим мастерством. С редкой глубиной обобщения рисует он образ Нью-Йорка, этого «города Желтого Дьявола», сердце которого — золотой ком, и в биенье этого кома мнится городу весь смысл его нечистой жизни. Великий пролетарский писатель — в эти годы он создает эпопею «Мать» — увидел в мировом капиталистическом центре не парадную, показную роскошь, а «грязь отравленного, больного воздуха», которым дышат люди на фабриках и в подземельях,