Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Л. Борисов
Когда в 1913 г. англичанин Эрнст Шеклтон опубликовал казавшийся фантастическим проект трансантарктического похода, была разведана лишь часть этого огромного пути — от моря Росса до Южного полюса. Сам автор проекта проник сюда со спутниками в 1909 г., но не смог дойти до полюса 179 километров. К вожделенной цели пробились только отряды Руала Амундсена и Роберта Скотта. Отчеты Р. Амундсена подкрепляли выводы Шекл-тона о неимоверных трудностях путешествия по ледниковой стране. Дневники погибшего Р. Скотта тоже давали яркое представление об этой части трансконтинентального маршрута. Но дальше, между полюсом и морем Уэдделла, не бывал ни один человек. Что там — огромные горные хребты, труднопроходимые ледники с бездонными пропастями, прикрытыми снежными «мостами», или широкий пролив, разделяющий материк на два больших острова, как предполагали некоторые ученые? Шеклтон решил одолеть весь путь. На двух судах ушли к Антарктиде его экспедиционные отряды. Первый, основной, должен был высадиться на побережье моря Уэдделла, пройти через неизведанные области к полюсу и двигаться дальше до конца маршрута, запасаясь продовольствием и топливом на складах, устроенных вспомогательной партией между морем Росса и 83-й параллелью. Но Шеклтону не удалось даже начать поход в море Уэдделла — льды зажали его судно. Антарктику впервые пересекли не наземным путем, а по воздуху. Линкольн Элсуэрт и пилот Холлик Кеньон в 1935 г. продетели от моря Уэдделла к морю Росса.
Смелый план Шеклтона через сорок с лишним лет пригодился для объединенной англо-новозеландской экспедиции под начальством Вивиана Фукса. Английский геолог Фукс, руководивший исследовательскими партиями на Земле Грейама в конце сороковых годов, показал себя умелым организатором, проявил личную смелость и выносливость; он провел в Антарктиде две зимовки, совершил дальние санные походы.
В начале 1956 г. экспедиционное судно «Терон» пробивалось к южному побережью моря Уэдделла, там решено было создать главную базу. В пути Фукс и будущий начальник вспомогательного отряда новозеландец Хиллари разработали детали предстоящего перехода, наметили сроки. Имя Эдмунда Хиллари широко известно: он и гималайский горец Тенсинг Норгей первыми поднялись на величайшую вершину мира Джомолунгму (Эверест).
«Терону» удалось пройти к 78-й параллели, где исследователи отыскали место для базы. Сюда спустя год вернулся Фукс. Шестнадцать англичан обосновались на ледяном барьере: там появились дом, мастерская, склады. Главная база получила имя Шеклтона. В 400 километрах южнее создали еще одну станцию, ее назвали Южный лед. В октябре 1957 г. с базы Шеклтон на Южный лед двинулись четыре вездехода с запасами горючего для будущего трансконтинентального перехода. Самолет доставил три упряжки собак. Уже первый этап маршрута, пройденный вездеходами, показал, какие препятствия и гибельные ловушки подстерегают отряд Фукса; пришлось обходить опасные трещины в ледниках, и 400-километровый путь растянулся еще на 200 километров... Вспомогательный отряд Эдмунда Хиллари в начале 1957 г. прибыл на судне к другому концу трансконтинентального маршрута — в пролив Мак-Мёрдо. У побережья моря Росса появилась новозеландская станция Скотт. Оттуда отряд Хиллари добрался до ледникового плато. Двигаясь с вездеходами и собачьими упряжками, Хиллари при помощи авиации, доставлявшей продовольствие и горючее, устраивал склады для основного отряда. Фукс и Хиллари должны были встретиться между станцией Скотт и полюсом. Но знаменитый альпинист не удержался от искушения «прославиться» и в Антарктиде: очень заманчивой была перспектива стать последователем Амундсена и Скотта, достигнув полюса по ледникам, а до него оставалось лишь несколько переходов. И Хиллари не остановился у склада «700» в ожидании отряда Фукса, а самовольно пошел к заветной точке.
24 ноября 1957 г. пять вездеходов и трактор покинули базу Шеклтон — отряд Фукса начал пересечение антарктического континента. Путь до Южного льда он одолел на девять суток быстрее, чем первая партия вездеходов.