Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Географизация градостроительства

Г. Лаппо

Население земного шара растет невиданными темпами. Согласно прогнозам, через 35 лет число жителей Земли удвоится. Два предшествующих этапа удвоения заняли соответственно 240 и 60 лет. Еще более стремительно растут города. Их население увеличива­ется вдвое быстрее, чем все на­селение Земли. В 1850 г. жители больших (свыше 100 тыс. человек каждый) городов составляли 2,3% мирового населения, в 1950 г. — 12,5, а в 1960 г. — уже 20%. Горо­да срастаются, «взрывообразно» расширяясь, вторгаются на окру­жающую территорию, появляют­ся гигантские городские скопле­ния — агломерации. Сейчас на земном шаре число больших городов уже превысило 2 тысячи. В начале XX в. (1910 г.) было всего 10 городов-миллионеров, в 1961 г. их стало 131. Население покидает сельскую местность и устремляется в го­рода, особенно большие, которые, не выдерживая такого скопления людей, растекаются по террито­рии, подобно жировому пятну. В буржуазной литературе вы­ступления градостроителей и со­циологов по проблеме больших городов похожи на призывы терпящих бедствие. Литература пестрит броскими заголовками: «Города выходят из своих гра­ниц», «Города в наступлении», «Города вырождаются в агломе­рации»... Бывшие когда-то ком­пактными, города благодаря раз­витию транспорта (особенно ав­томобильного) обрастают приго­родами, обширные территории которых, занятые малоэтажной застройкой, обволакивают города, ведут их к распаду. Город как бы растворяется.

А что же делают градостроители-планировщики? Уже в течение веков они не прекращают поиски идеального города. Перед ними цель: так разработать планиров­ку, чтобы развитие города не со­провождалось накоплением недо­статков, ставящих под сомнение целесообразность его существова­ния как формы расселения. Не­достатки проявляются в отмира­нии городского центра, в заторах уличного движения, чересполоси­це жилых и промышленно-складских районов, в резком ухудше­нии санитарно-гигиенических условий.

И вот города прорезаются много­ярусными транспортными маги­стралями. Промышленные пред­приятия объединяются в районы и отделяются от жилой части санитарно-защитными зелеными зонами. Чтобы разгрузить горо­да-гиганты, прибегают к помощи городов-спутников. Технический прогресс вкладыва­ет в руки проектировщиков и строителей могучие средства. Го­рода, полные света и воздуха, остаются не только на бумаге. Они поднялись рядом с Лондо­ном, Стокгольмом, Хельсинки. Поражает необычными зданиями и планировкой Бразилиа. Но трудности, вызванные непрекра­щающейся концентрацией в го­родах производства, деловой жиз­ни и населения, нарастают еще быстрее. Хаос в городах ж при­городах не прекращается. Спут­ники не в силах облегчить

трудные судьбы городов-гигантов. Великолепная Бразилиа обрастает трущобами, подобными печально знаменитым фавеллам Рио-де-Жанейро.

Градостроительство заходит в тупик, оказывается областью веч­ных просчетов, игрой в утопию. Пессимисты говорят, что городам приходит конец.

Страдают не только города-ги­ганты, но и малые города, в ко­торых чрезвычайно ограничен выбор работы; поэтому молодежь покидает их и они десятилетиями топчутся на месте... В социалистических странах нет причин, порождающих социаль­ные контрасты городов и неупо­рядоченное, не поддающееся ре­гулированию формирование гра­дообразующей базы. У нас нет классовых противоречий внутри городов, нет конкуренции между городами и между районами. Но объективные трудности, связан­ные с ростом одних и отставани­ем других городов, существуют и у нас. Большой город — резерву­ар квалифицированных трудовых ресурсов. Это затрудняет пере­мещение из него промышленно­сти. Для прогрессивных отраслей, то есть для тех, которые опреде­ляют темпы технического про­гресса во всем народном хозяй­стве, большие города наиболее благоприятная среда становления и развития. Такова причина быстрого роста числа и значения больших и крупных городов. От­сюда трудности организационно­го, технического, планировочного порядка.

[1]23
Оглавление