Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
1-Центр
2-Парк культуры имени Горького
З-Лужнини
4-МГУ
5-Юго-Запад
б-фили-Кунцево
7-парк Дружбы
8-стадион „Динамо" -Аэровокзал
9-ВДНХ- Общесоюзный телецентр Ю-Медведково Ч-парн „Сокольники" 12-стадион в Измайлове 13-на Яузе 14-Кузьминки 15-Нагатино- Коломенское
И. Мячин
Недавно страна широко и торжественно праздновала 50-летие Октябрьской революции. А сейчас советские люди встречают золотой юбилей нашей столицы. Минуло полвека с того дня (11 марта 1918 г.), как В. И. Ленин, руководители Коммунистической партии и Советского государства специальным поездом прибыли в Москву и она стала главным городом первого в мире социалистического Отечества. Прошло пять десятилетий. Москва наших дней уже не только столица РСФСР и Союза ССР, но и путеводная звезда, надежда людей труда на всей планете. Москва стала центром борьбы за мир и дружбу между народами, центром международных дружеских связей деятелей науки, техники, культуры, центром встреч людей доброй воли, стремящихся к социальному прогрессу, равноправию народов, к счастью каждого человека на Земле. За минувшие полвека Москва исключительно выросла и изменилась но только количественно, по прежде всего качественно. Так, в 1913 г. наибольшее число рабочих (38%) было занято в текстильной промышленности, а сейчас — менее 10%. Теперь половина всех рабочих промышленности трудится в отраслях машиностроения и металлообработки. Индустрия Москвы наших дней дает продукции в три с половиной раза больше, чем промышленность всей царской России. К Москве издавна сходится много радиальных шоссейных и железнодорожных магистралей, но только в наше время она оказалась в самом центре электрифицированных линий, и в большом темно-сером здании на Лермонтовской площади без устали работает главный диспетчер важнейших стальных путей Советского Союза.
В советское же время проложены подземные стальные трубы, по которым от берегов Волги, предгорьев Карпат и Северного Кавказа в Москву приходит в год до 11 млрд. куб. м газа (в 1917 г.— 15 млн. куб. м); только за последнее пятилетие удельный вес газа в топливном балансе города вырос в три раза. Еще недавно до самого дальнего из газовых месторождений, снабжающих Москву, было 1200 км. А ныне проложен величайший на планете газопровод Средняя Азия — Центр протяженностью около 3 тыс. км, который уже в 1967 г. намного улучшил топливный баланс столицы.
В разные уголки Советского Союза из столицы ежедневно отправляются пассажирские самолеты по 270 рейсам. Здесь начинаются самые протяженные трансконтинентальные авиалинии в мире.
Совершенно иным стал внутригородской транспорт столицы. В 1923 г. начали ходить автобусы, в 1925 г. — легковые такси, в 1933 г.— троллейбусы, а в 1935 г.— и поезда метрополитена. Теперь подземная железная дорога (ее протяженность почти 130 км), 7600 автобусов, троллейбусов, трамваев и 10 500 такси каждый день перевозят 12 млн. чел. Кузницей кадров науки и производства, важнейшим центром образования и культуры по праву называют Москву. Только в одних высших учебных заведениях (включая и заочные) здесь обучается 604 тыс. чел.