Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Леонид Степанов
После огромного, суетливого и тесного Лондона главный город Шотландии кажется особенно спокойным и уютным. Самое приятное впечатление оставляют окраины Эдинбурга, где множество красивых одноэтажных коттеджиков, каждый из которых имеет свою архитектуру и свои украшения из декоративной зелени. На небольших неогороженных квадратах перед коттеджами отборные ухоженные цветы, аккуратно подстриженные кустики, дорожки из чистого серого гравия. Туманную тишину утра нарушают только беззаботные скворцы. У туриста, въезжающего в город, невольно мелькает наивная мысль: не такими ли должны быть все города на земле — одноэтажными, тихими, спокойными?
Разумеется, в центре Эдинбурга есть и большие оживленные улицы. Здесь враждуют два потока: продольный — машин и поперечный — пешеходов, без видимого успеха беснуется торговая реклама, спешат «деловые люди», и, как в Лондоне, бродят стайки юношей с длинными, до плеч, волосами.
В центре города на высокой скале, как средневековый страж города, возвышается старинная эдинбургская крепость. Она хранит историю многострадальной Шотландии. За всю пятивековую войну двух народов англичанам ни разу не удалось взять эту крепость штурмом. Ни мощная армия и флот, ни самая хитроумная дипломатия не помогли англичанам сломить гордых и мужественных шотландцев. Как символ несломленной независимости, лежит на алом бархате шотландская корона, которую в течение веков самыми невероятными способами прятали и хранили патриоты. Нужно ли удивляться, что теперь, став полноправными гражданами Великобритании, шотландцы необыкновенно тщательно с любовью собирают уцелевшие исторические реликвии, сохраняют и восстанавливают самобытные проявления своей национальной культуры. Ни в одном городе мира, вероятно, нет такого огромного памятника писателю, какой поставили эдинбуржцы своему Вальтеру Скотту. Мало найдется в мире городов, где бы так строго, как в Эдинбурге, отбирали полотна для национальной картинной галереи. Наконец, нигде в мире с таким чувством не поют песни Роберта Бернса, в которых столько красоты и грусти, столько скромного мужества и чистого веселья, столько Шотландии! ...Мы едем в столицу шотландской поэзии — скромное селение Аллоуэй. Здесь пахал землю и писал стихи Роберт Берне. За окном автобуса холмы, покрытые лиловым вереском, зеленеющие полосы озимых, желтеющие луга со стадами овец. Порой кажется, что ничего не изменилось за двести лет: вот крестьянин в залатанных штанах и помятой шляпе катит по тропинке тачку с картошкой; деревенская девушка в белом переднике несет молоко, уютно журчит ручей в придорожной канаве, подсказывая такие человечные строфы Бернса. Но нет, конечно, за двести лет здесь изменилось многое. Мчатся по шоссейным дорогам шикарные машины заморских туристов, пестреют рекламой бензоколонки, там и тут возле шахт высятся терриконы, тишину сельского кладбища взрывает рев военного самолета... Но вот позади город — и мы въезжаем в деревню Аллоуэй. Сразу же перед глазами длинный, похожий на сарай крестьянский дом под соломенной крышей. Тусклое маленькое оконце — чтобы меньше платить налог — и за ним грубая самодельная крестьянская кровать, на которой родился певец Шотландии.
В деревне парень был рожден, Но день, когда родился он, В календари не занесен: Кому был нужен Робин?
Да, не сохранилось даже ни одного прижизненного портрета Роберта Бернса. Тот известный портрет, что теперь всюду принят как первоисточник (в музеях, для книг, почтовых марок и т. д.), взят... с трактирной вывески. Написан он был много лет спустя после смерти поэта. Правда, говорят, что сельский художник еще хорошо помнил, как выглядел его великий земляк: загорелое красивое лицо с крупными мужественными чертами, волосы черные, как вороново крыло, и глаза, излучающие свет. Неподалеку от дома Бернса построена слишком стилизованная таверна, на стенах которой художник идиллически изобразил жизнь великого пахаря. Таверна стоит на том же месте, где когда-то стоял трактир, воспетый Бернсом. Поэтому здесь всегда много туристов. При входе на зеленом оконном стекле алмазом нацарапаны его озорные строчки: Мы к вам стучались целый час — Привратник не ответил, И дай нам бог, чтоб также нас Привратник ада встретил.