Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
В Шишкине, можно сказать, сочетались художник и ботаник. Крамской говорил, что он «единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом... когда он перед натурой, то точно в своей стихии...». Действительно, в лесу Шишкин чувствовал себя привычно, как дома. Обыкновенно он писал этюды так: облюбовав какой-нибудь лесной уголок, расчищает кустарники, обрубает сучья, отгибает деревья, из веток и мха устраивает себе сиденье и тут же приступает к работе. Первой картиной, принесшей художнику громкую славу, был «Сосновый бор» («Мачтовый лес в Вятской губернии»). Это был настоящий праздник для людей, любивших родную природу. Они увидели степенную красоту русского красного леса, услышали его величавый шум, ощутили смолистый запах. «Да, это родные сосны, а не итальянские пинии...» — писали в одной газете.
В том же 1872 г. вслед за «Сосновым бором» Шишкин написал «Лесную глушь». Здесь лесная чащоба, глухомань лесных дебрей, где тесно сгрудились, почти: переплелись деревья; на земле груды валежника и поросшего мхом бурелома. Поблескивает болотная вода. Свет еле проникает через дикое сплетение стволов и ветвей. Идет жестокая борьба за свет и тепло. Этой борьбы не выдержала тонкая, искривленная березка, но высоко в небо уходят лесные великаны, те, которые оказались сильнее и вытеснили других. В этой картине Шишкин явился первооткрывателем русского лесного севера, его нетронутой девственной природы.
Чем дальше, тем светлее, мажорнее становится палитра художника. Из лесных чащоб и глухоманей он ведет нас в мир света. Вот «Дубовая роща». Здесь художник показал деревья крупным планом, срезая их вершины рамой картины. Гигантские деревья воспринимаются как некие чудо-богатыри, охраняющие рубежи родной земли. Сколько солнечного света, сияния в этом лесном пейзаже! Кружевная узорчатая листва дубов пропускает солнечный свет в самую глубину рощи, и он трепещет в ветвях, полутени играют, перебегая по стволам... Самое яркое полотно Шишкина— это его знаменитая «Корабельная роща», написанная уже незадолго до смерти. На этой картине торжествует свет: на кронах деревьев, на дне ручья, на каждой песчинке... «Корабельная роща» завершает творческий путь художника. И хотя эта картина навеяна родными . местами (на одном из рисунков к картине рукой художника написано:«Афанасовская корабельная роща близ Елабуги»), Шишкин сумел в ней передать обобщенный образ величавого и мощного русского леса. Как символ уверенности и спокойной силы высятся гордые сосны и манят в свои дебри с залитой солнцем жаркой опушки... Сильнее нет картины у Шишкина. Она занимает одно из самых почетных мест в русской пейзажной живописи. Шишкин и умер, подобно лесному дереву, сломанному налетевшей бурей. 20 марта 1898 г. он скончался скоропостижно у себя в мастерской перед начатой картиной «Лесное царство». Но в сознании народа живет облик художника, словно обошедшего все леса русской земли, любовно запечатлевшего их на своих полотнах и завещавшего нам: «Любите, берегите русский лес!»