Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Классик лесного пейзажа

В Шишкине, можно сказать, со­четались художник и ботаник. Крамской говорил, что он «един­ственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом... когда он перед натурой, то точно в своей стихии...». Действительно, в лесу Шишкин чувствовал себя привычно, как дома. Обыкновенно он писал этю­ды так: облюбовав какой-нибудь лесной уголок, расчищает кустар­ники, обрубает сучья, отгибает деревья, из веток и мха устраи­вает себе сиденье и тут же при­ступает к работе. Первой картиной, принесшей ху­дожнику громкую славу, был «Сосновый бор» («Мачтовый лес в Вятской губернии»). Это был настоящий праздник для людей, любивших родную природу. Они увидели степенную красоту рус­ского красного леса, услышали его величавый шум, ощутили смолистый запах. «Да, это род­ные сосны, а не итальянские пи­нии...» — писали в одной газете.

В том же 1872 г. вслед за «Сосновым бором» Шишкин напи­сал «Лесную глушь». Здесь лес­ная чащоба, глухомань лесных дебрей, где тесно сгрудились, почти: переплелись деревья; на земле груды валежника и порос­шего мхом бурелома. Поблески­вает болотная вода. Свет еле про­никает через дикое сплетение стволов и ветвей. Идет жестокая борьба за свет и тепло. Этой борьбы не выдержала тонкая, ис­кривленная березка, но высоко в небо уходят лесные великаны, те, которые оказались сильнее и вытеснили других. В этой кар­тине Шишкин явился первооткрывателем русского лесного се­вера, его нетронутой девственной природы.

Чем дальше, тем светлее, мажор­нее становится палитра худож­ника. Из лесных чащоб и глухо­маней он ведет нас в мир света. Вот «Дубовая роща». Здесь ху­дожник показал деревья крупным планом, срезая их вершины ра­мой картины. Гигантские деревья воспринимаются как некие чудо-богатыри, охраняющие рубежи родной земли. Сколько солнечно­го света, сияния в этом лесном пейзаже! Кружевная узорчатая листва дубов пропускает солнеч­ный свет в самую глубину рощи, и он трепещет в ветвях, полуте­ни играют, перебегая по стволам... Самое яркое полотно Шишкина— это его знаменитая «Корабель­ная роща», написанная уже не­задолго до смерти. На этой кар­тине торжествует свет: на кронах деревьев, на дне ручья, на каж­дой песчинке... «Корабельная ро­ща» завершает творческий путь художника. И хотя эта картина навеяна родными . местами (на одном из рисунков к картине рукой художника написано:«Афанасовская корабельная роща близ Елабуги»), Шишкин сумел в ней передать обобщенный образ ве­личавого и мощного русского ле­са. Как символ уверенности и спокойной силы высятся гордые сосны и манят в свои дебри с залитой солнцем жаркой опуш­ки... Сильнее нет картины у Шишкина. Она занимает одно из самых почетных мест в русской пейзажной живописи. Шишкин и умер, подобно лесно­му дереву, сломанному налетев­шей бурей. 20 марта 1898 г. он скончался скоропостижно у себя в мастерской перед начатой кар­тиной «Лесное царство». Но в сознании народа живет об­лик художника, словно обошед­шего все леса русской земли, любовно запечатлевшего их на своих полотнах и завещавшего нам: «Любите, берегите русский лес!»

 

1[2]
Оглавление