Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
К 70-Летию со дня смерти И. И. Шишкина
Л. Вагнер
Есть в Третьяковской галерее портрет... На фоне лесистого пригорка, озаренный лучами солнца стоит во весь рост богатырь. В свободной, непринужденной позе, опираясь на трость зонта, с этюдником через плечо, внимательно, сосредоточенно вглядывается он в даль... Человек как бы остановился отдохнуть, полюбоваться расстилающимися перед ним просторами, а потом снова в путь. Портрет этот, написанный И. Н. Крамским, изображает Ивана Ивановича Шишкина. Художник Шишкин действительно был неутомимым странником. Всю жизнь им владела ненасытная страсть ходить и познавать родную землю. Есть у него картина, великолепно передающая это чувство влечения куда-то вдаль, — «Полесье». Дорога проходит вдоль соснового леса. По ней движется тарантас, движутся как бы и сами деревья... Стоишь перед картиной, и тебя все настойчивее притягивает, зовет лесная дорога...
Куда выведет она, эта дорога, теряющаяся в бескрайних просторах, что ты увидишь среди
безграничной шири русской земли? И художник щедро поделился тем, что увидел. Вот выбрался он из леса, и перед ним открылась широкая долина, а посреди нее раскинул зеленый шатер одинокий могучий дуб. Еще в детстве в родной Елабуге слышал Шишкин, как пели:
Среди долины ровный, На гладкой высоте Растет, цветет высокий дуб В могучей красоте.
Уже тогда в детской душе будущего художника рос и созревал образ могучего дерева. Шло время, с годами ширилось, углублялось поэтическое видение и мастерство художника, и в 1883 г., когда Шишкину был уже 51 год, на XI Передвижной выставке появилась одна из его лучших картин — «Среди долины ровные...» Шишкинский могучий дуб, дерево-богатырь с его широколистой, раскидистой кроной, готовое спокойно встретить надвигающуюся грозу, сливается с представлением о нашей могучей родине. Это образ самой Руси. Есть у Шишкина еще одна могучая не «лесная» картина—«Рожь». Глядишь на это необъятное ржаное поле и ощущаешь литую тяжесть колосьев, слышишь их сухой шелест... В. В. Стасов тогда тонко заметил: «Эта рожь кажется сам восемьдесят, такая она тучная, роскошная; она наполняет золотистыми отливами всю картину...» «Рожь» Шишкина имеет свою географическую точку — Лекаревское поле под Елабугой, — но воспринимается она. как обобщенный образ русской природы и вызывает чувство гордости и радости за родную землю.
Это картина-песня, и вы слышите эту привольную песню, которая льется широко над желтеющей нивой...
И все же Шишкин редко задерживал свой взгляд на открытых равнинах. Душа его принадлежала лесам. Вне русских лесов, в которых он провел больше половины жизни, художник тосковал. В молодые годы, после окончания Академии художеств, он был отправлен за границу для усовершенствования в живописи. Но время, проведенное там, было для Шишкина мучительно. Даже природа Швейцарии не могла поразить воображение художника, выросшего среди елабужских лесов. У А. П. Чехова в пьесе «Три сестры» есть глубокая мысль о значении леса для человека: «Какие деревья! В сущности, какая красивая жизнь должна быть возле них».
Шишкин воспел неповторимую красоту русского леса. Но он не только любит, но и знает лес: знает в нем каждую травинку, особенности коры, ветвей, листьев, оттенков каждой породы деревьев. О Шишкине говорили,
что он дорожит каждой деталью в облике леса, как преданный сын каждой морщинкой на лице матери.