Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Советский автомобиль

А. Ефимьев

Автомобиль — самый распростра­ненный у нас вид транспорта. К железнодорожным станциям и речным причалам он подвозит зерно, а в село доставляет стек­ло, цемент, шифер, трубы. Этот великий труженик взваливает на свою спину металл, уголь, руду, землю и бежит, бежит, куда при­кажут люди. Ему знакомы и бе­тонированная гладь магистралей, и ухабы проселков, умытый ас­фальт городов и нетронутый в метровую толщу снег целины... Работать он должен безотказно и на Крайнем Севере, и в жар­ких пустынях, в тайге и в горах. Конструкторы учитывают, что жизнь машины не будет легкой, и поэтому создают все более со­вершенные, мощные и экономич­ные автомобили. С конвейеров сходят самые раз­нообразные машины. Свыше 600 тыс. грузовиков, самосвалов, автопогрузчиков, автокранов, ав­тобусов, цементовозов, легковых, пожарных, санитарных, снегоубо­рочных машин выпустили у нас только в последнем году семи­летки. Многие модели Горьковского, двух московских, Мин­ского, Кутаисского, Уральского, Павловского, Львовского, Ликин-ского, Кременчугского, Запорож­ского и других заводов завоевали прочный международный автори­тет. Почти в 70 стран мира от­правляются советские автомоби­ли. Конструкции их не капризны, и даже одни и те же марки хоро­шо переносят климат разных по­ясов Земли. Поэтому они работают в Индии и Судане, в Финлян­дии и на Кипре, в Чехословакии и Йемене, в Турции и Вьетнаме... А недавно в международном са­лоне в Париже к «Москвичу-408» подошел президент Франции. «У вашей машины, — сказал ге­нерал де Голль, — хорошая репу­тация. Она прочна и вынослива. Желаю вам успеха». А если вспомнить... В 1916 г. в Москве, в Тюфелевой роще за Симоновым монастырем, где нынче на огромной территории раскинулся целый автогород ЗИЛ, закладывал первое в Рос­сии автомобильное предприятие миллионер Рябушинский. Пред­приятия в сущности не получи­лось. С трудом возникло нечто вроде сборочно-ремонтных ма­стерских для машин иностран­ных марок. Потом сюда, на АМО, в 1918 г. к рабочим приезжал Ленин. Он сказал, что на этом месте будет современный завод, который начнет выпускать на­стоящие наши советские авто­мобили.

И 7 ноября 1924 г. сборщики за­вода вывели на парад первые де­сять грузовиков АМО-Ф-15, сде­ланных руками московских рабо­чих. От них-то и пошел весь род наших машин.

Да, вначале было десять малень­ких «полуторок»... Сейчас... Сотни тысяч ЗИЛов бе­гут по дорогам страны. Самая популярная из них машина, по­жалуй, грузовой ЗИЛ-130. Эле­гантный внешне, компактный, он обладает большим запасом мощности, высокой проходимостью, надежностью, комфортом для во­дителя и может перевозить самые различные грузы по дорогам всех категорий. У него есть много­численные «братья» и «сестры»: машины-модификации, например самосвал, автомобиль с прице­пом, тягач, автомобиль-платфор­ма для перевозки удлиненных грузов, а также машины-цистер­ны, краны и др. Все они приспо­соблены для северных и южных районов. У ЗИЛа-130 грузоподъ­емность 5—6 т, а с прицепом — 10 т. У него отличная скорость даже при полной нагрузке, почти как у легковой машины. Велико­лепный, универсальный автомо­биль! Но...

Конструкторы не удовлетворены? Почему они создают уже новое семейство ЗИЛ-133 для массовых грузов?

У нас на всех дорогах разре­шается ездить только автомоби­лям, у которых нагрузка на ве­дущую ось не более 6 т. Это так называемая группа «Б» по ГОСТу. Свыше этого машины группы «А». Им «зеленая улица» только на специально рассчитан­ных для подобной нагрузки до­рогах. Между тем становится экономически невыгодно созда­вать и эксплуатировать автомо­били невысокой грузоподъемно­сти. Поэтому в ближайшие пять лет решено сократить относи­тельно 1966 г. на одну треть парк этих автомобилей, но в 16,5 раза увеличить выпуск автомобилей грузоподъемностью 8 т и более, предназначенных для централи­зованных и массовых перевозок. Для этого нельзя как бы чисто геометрически увеличить кон­струкции машин ради необходи­мой грузоподъемности. Ведь тогда нагрузка на ведущую ось пропорционально увеличится.

[1]23
Оглавление