Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
А. Ефимьев
Автомобиль — самый распространенный у нас вид транспорта. К железнодорожным станциям и речным причалам он подвозит зерно, а в село доставляет стекло, цемент, шифер, трубы. Этот великий труженик взваливает на свою спину металл, уголь, руду, землю и бежит, бежит, куда прикажут люди. Ему знакомы и бетонированная гладь магистралей, и ухабы проселков, умытый асфальт городов и нетронутый в метровую толщу снег целины... Работать он должен безотказно и на Крайнем Севере, и в жарких пустынях, в тайге и в горах. Конструкторы учитывают, что жизнь машины не будет легкой, и поэтому создают все более совершенные, мощные и экономичные автомобили. С конвейеров сходят самые разнообразные машины. Свыше 600 тыс. грузовиков, самосвалов, автопогрузчиков, автокранов, автобусов, цементовозов, легковых, пожарных, санитарных, снегоуборочных машин выпустили у нас только в последнем году семилетки. Многие модели Горьковского, двух московских, Минского, Кутаисского, Уральского, Павловского, Львовского, Ликин-ского, Кременчугского, Запорожского и других заводов завоевали прочный международный авторитет. Почти в 70 стран мира отправляются советские автомобили. Конструкции их не капризны, и даже одни и те же марки хорошо переносят климат разных поясов Земли. Поэтому они работают в Индии и Судане, в Финляндии и на Кипре, в Чехословакии и Йемене, в Турции и Вьетнаме... А недавно в международном салоне в Париже к «Москвичу-408» подошел президент Франции. «У вашей машины, — сказал генерал де Голль, — хорошая репутация. Она прочна и вынослива. Желаю вам успеха». А если вспомнить... В 1916 г. в Москве, в Тюфелевой роще за Симоновым монастырем, где нынче на огромной территории раскинулся целый автогород ЗИЛ, закладывал первое в России автомобильное предприятие миллионер Рябушинский. Предприятия в сущности не получилось. С трудом возникло нечто вроде сборочно-ремонтных мастерских для машин иностранных марок. Потом сюда, на АМО, в 1918 г. к рабочим приезжал Ленин. Он сказал, что на этом месте будет современный завод, который начнет выпускать настоящие наши советские автомобили.
И 7 ноября 1924 г. сборщики завода вывели на парад первые десять грузовиков АМО-Ф-15, сделанных руками московских рабочих. От них-то и пошел весь род наших машин.
Да, вначале было десять маленьких «полуторок»... Сейчас... Сотни тысяч ЗИЛов бегут по дорогам страны. Самая популярная из них машина, пожалуй, грузовой ЗИЛ-130. Элегантный внешне, компактный, он обладает большим запасом мощности, высокой проходимостью, надежностью, комфортом для водителя и может перевозить самые различные грузы по дорогам всех категорий. У него есть многочисленные «братья» и «сестры»: машины-модификации, например самосвал, автомобиль с прицепом, тягач, автомобиль-платформа для перевозки удлиненных грузов, а также машины-цистерны, краны и др. Все они приспособлены для северных и южных районов. У ЗИЛа-130 грузоподъемность 5—6 т, а с прицепом — 10 т. У него отличная скорость даже при полной нагрузке, почти как у легковой машины. Великолепный, универсальный автомобиль! Но...
Конструкторы не удовлетворены? Почему они создают уже новое семейство ЗИЛ-133 для массовых грузов?
У нас на всех дорогах разрешается ездить только автомобилям, у которых нагрузка на ведущую ось не более 6 т. Это так называемая группа «Б» по ГОСТу. Свыше этого машины группы «А». Им «зеленая улица» только на специально рассчитанных для подобной нагрузки дорогах. Между тем становится экономически невыгодно создавать и эксплуатировать автомобили невысокой грузоподъемности. Поэтому в ближайшие пять лет решено сократить относительно 1966 г. на одну треть парк этих автомобилей, но в 16,5 раза увеличить выпуск автомобилей грузоподъемностью 8 т и более, предназначенных для централизованных и массовых перевозок. Для этого нельзя как бы чисто геометрически увеличить конструкции машин ради необходимой грузоподъемности. Ведь тогда нагрузка на ведущую ось пропорционально увеличится.