Научно познавательный журнал, издан в 1968 г
1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины
Тут нужны новые инженерные решения. И конструкторы уже создали несколько таких машин... ...Час езды от столицы Белоруссии — и на шоссе Москва — Минск вас встречает новый городок Жодино. С его именем связано рождение автомобилей-богатырей БелАЗ, которые сейчас стремительно завоевывают себе популярность. 27-тонный автосамосвал БелАЗ-540 совсем недавно получил золотую медаль в в Лейпциге. Но он уже уступил по силе новому потомству — 40-тонному гиганту БелАЗ-548, 45-тонному автопоезду БелАЗ-540В, 65-тонному автопоезду БелАЗ-548В. Все эти машины предназначены для работы в особо тяжелых дорожных условиях — для вывозки скальных пород, гравия, известняка, песка... А впереди еще сенсация — уникальный сверхмощный самосвал БелАЗ-549 грузоподъемностью 110 и 220 т. Двигатель у этого гиганта мощностью 750 л. с. У новой модели применены мотор-колеса, гидравлические
подвески, которые позволят машине быстро «приспосабливаться к карьерным условиям» — при открытых разработках полезных ископаемых. И в то же время автомобиль-великан очень маневрен: скорость 60 км/час, радиус поворота такой же, как у прежнего 25-тонного самосвала. А управлять им легко, удобно, как «Волгой». Экономическая выгода подобных машин несомненна: их производительность в несколько раз выше, чем у прежних гигантов. Это автомобили — «хозяева» новой пятилетки. Каким же еще машинам принадлежит будущее?
В автомобилях для сельского хозяйства та же тенденция — увеличение грузоподъемности в сочетании с проходимостью и маневренностью. На протяжении многих лет верно служили сельскому хозяйству газики — полутора- и двух с половиной тонные, а теперь большое событие на Горьковском заводе: с конвейера сходит новый автомобиль — ГАЗ-53А, 4-тонный. Он будет работать надежно и неприхотливо на дорогах с покрытием и без него. У грузовика большой объем кузова, а для сельскохозяйственного автомобиля это важно — не зависеть от вида груза. Будут широко использоваться и модификации грузовика для специфических условий: самосвал на 3,5 т (его станет изготовлять Саранский завод) и тягач для работы с 3-тонным прицепом. В автомобильной технике, вероятно, как ни в какой другой, не проявляется так непосредственно влияние на производство природных условий и географической среды.
Перед нами одна из самых удивительных машин, которую только что создали конструкторы. Она словно с другой планеты. И кажется, будто предназначена для работ на Луне или на Марсе. А на самом деле трудиться ей на Земле при проведении поисково-разведочных работ. Этот 5-тонный, а в дальнейшем 7-тонный грузопассажирский ЗИЛ-Э167, пройдет и по рыхлым снегам Сибири и по сыпучим барханам пустынь. Скорость его — 65 км в час! Шины с регулируемым давлением. Они с достойным превосходством заменяют гусеничные ленты. На автомобиле не
один, а два двигателя. Мы привыкли к двухмоторным самолетам, но чтобы автомобиль... Каждый двигатель связан с колесами одного борта. Выйдет из строя или заглохнет один мотор — можно двигаться на другом: тремя ведущими колесами одной стороны. И что еще необычно: передние и задние колеса управляемые. Это тоже неспроста: в ущельях, теснинах, впадинах не развернешься, необходимы маневренность и одинаковая возможность двигаться как вперед, так и назад. Кроме того... Представьте себе, что машина идет с большой скоростью по пересеченной местности, преодолевая подъемы крутизной до 30°, скатываясь в овраги, перемахивая сугробы или барханы. Кабину кидает вверх, вниз. Час, два... Что будут испытывать пассажиры, водитель? Поэтому у ЗИЛ-Э167 предусмотрена повышенная плавность хода. Она достигнута благодаря мощным гидравлическим амортизаторам. Хорошая тяга и большая грузоподъемность обеспечивают помимо всего прочего производительность этой машины во много раз выше и на грунтовых дорогах по сравнению с такими известными автомобилями, как ЗИЛ-157, КрАЗ-214, Урал-377, и другими. Много еще интересного можно было бы рассказать об автомобилях, которыми вооружается наша новая пятилетка: и о специальных рефрижераторах, и о коммунальных, санитарных и легковых малолитражных или типа «Волга» с пластмассовыми кузовами, с комфортабельными салонами такси, и о машинах для работы в горах или электроавтомобилях для перевозок под землей, машинах для путешественников... Но иногда выразительное звучат обычные цифры.